Mousterian site of Ilskaya

V.E.Shchelinsky

 

Ilskaya site on Kuban

 

Unique monument of the Middle Paleolithic period in Russia

(abridged, courtesy of the author)

 


Fig. 1 Ilskaya site on the left bank of IL river
(western site area is on the left, eastern site
area, is on the right ). View from the southeast.

Ilskaya site is located in the Western Trans-Kuban area, in the Ilskiy settlment, Severskiy district, Krasnodar Territory, 50km southwest of Krasnodar. The Ilskiy settlment is mainly located on the valley bordering the Kuban River, and only its small southwest part lies along the valley of nowadays small IL river to the foothills of Northwest Caucasus. The site is located exactly in this mountain part of the settlement, in a rather narrow place of the river valley, immediately at its exit from foothills to the plain. It lies low over the river, in the basis of rather stiff southward left-bank slope of the valley (Fig. 1). One can easily see that the site is connected with the ancient bend of the river limited by capes on the northwest and southeast. Given the site topography, one hardly may doubt that primitive people choose the place not casually. Its position well matches their hunter's way of life. Most likely, the basic advantage of site location was its closeness to the narrowing of the river valley, which made it very suitable for arranging hides on social animals periodically moving from the plain along river valleys to pastures in mountain areas and back to the plain.

Ilskaya site was discovered by chance, during the development of oil fields in the former Cossack village of Ilskaya at the end of 19th century. Local oil industry workers found from time to time the bones of fossil animals during earth works. However, they showed no interest in them, and used to forget them soon. Famous French archeologist and traveler baron J. de Baye visited Ilskiy settlment on his way from Novorossiysk in the autumn of 1898. At that time the French company Russian Standard was opening one of new wells for oil production on the present 5th area of the Ilskiy oil field. The extracted ground contained ancient bones, and the researcher noticed them. According to his preliminary conclusion, the bones belonged to a mammoth and a hippopotamus probably hunted by primitive people. The small excavation undertaken by the researcher confirmed that. He also found stone tools together with bones (Baye, 1899, p. 12). This is how the Ilskaya site was discovered. The researcher had correctly determined mammoth bones, but was obviously wrong in recognizing the bones of other animals. The finds from Ilskaya were forwarded to France and shown at an exhibition in Paris. In France, L. Capitan (Capitan, 1899, p. 325) described them from the professional point of view as well. However, no specialist had seen the site opened by de Baye. People started to forget it already in early 20th century, and doubts regarding its existence arose.


Fig. 2 Ilskaya site. Knives with a two-sided
processing from the VII occupation layer

A serious interest in Ilskaya site arose first in 1925 when S.N. Zamiatnin, a post-graduate student of the State Academy of History of Material Culture, who just started studying the Paleolithic Age of the Caucasus and was the member of the North Caucasian ethno-logo-archaeological expedition headed by A.A. Miller, decided to find this mysterious site. He was shown a place near Ilskaya stanitsa where mammoth tusk and teeth were found during digging of an oil settlement ditch in 1923. His bore pits brought findings (Zamiatnin, 1925, pp. 11—19). When contacted by S.N. Zamiatnin, De Baye confirmed that the excavation was conducted exactly where he worked in 1898 (Zamiatnin, 1929, p. 283). Thus, Ilskaya site was rediscovered. The subsequent excavation (in 1926 and 1928) found a thick occupation layer (40…50cm on the average) on the site, which occurred, according to the soil scientist S.A. Zakharov, in the fossil soil formed in the ancient time on the river terrace flood plain (Zamiatnin, 1934 p. 209). Geologists dated this soil and the occupation layer the end of the last interglacial epoch (Gromova, 1932, p. 309), which is now dated 120…130 thousand years. About 225m2 of site area were excavate, which gave large collections of bone rests of the animal hunted by site inhabitants, and stone articles.


Page:   [1] - 2 - 3 - 4 - 5 - 6   >   >>

Ильская стоянка первобытного человека

В. Е. Щелинский

   

Ильская стоянка на Кубани

Уникальный памятник среднего палеолита на территории России

(печатается в сокращении с разрешения автора)

 


Рис. 1 Место Ильской стоянки на левом берегу
р. Иль (слева западный, справа восточный
участки стоянки). Вид с юго-востока.

Ильская стоянка находится в Западном Закубанье, в п. Ильском Северского р-на Краснодарского края, в 50 км к юго-западу от г. Краснодара. Поселок Ильский в основном размещается на равнине, прилегающей к р. Кубани, и только небольшая юго-западная часть его тянется по долине ныне небольшой р. Иль в предгорья Северо-Западного Кавказа. В этой горной части поселка, в довольно узком месте речной долины и непосредственно на выходе ее из предгорий на равнину, и располагается стоянка. При этом она нахо­дится низко над рекой, в основании довольно крутого левобережного склона долины, обращенного на юг (рис. 1). Хорошо видно, что стоянка связана с древней излучиной реки, с северо-запада и юго-востока ограниченной мысами. Учитывая топографию стоянки, едва ли можно сомневаться, что место для нее было выбрано первобытными людьми не случайно. Позиция ее хорошо согласуется с их охотничьим образом жизни. Основное преимущество места расположения стоянки, по всей вероятности, заключалось в том, что оно было совсем близко от сужения речной долины и как нельзя лучше подходило для устройства здесь засад для убоя стадных животных, периодически откочевывавших с равнины по долинам рек на пастбища в гор­ные районы и обратно на равнину.
Ильская стоянка была открыта случайно, и произошло это в связи с развитием нефтяных промыслов в бывшей станице Ильской в конце XIX в. Здесь местные рабочие-неф­тяники при земляных работах постоянно находили кости ископаемых животных. Правда, большого инте­реса к ним они не проявляли и ско­ро о них забывали. Но вот осенью 1898 г. в Ильскую по пути из Ново­российска заехал известный тогда французский археолог и путешест­венник барон Ж. де Бай. В то время на нынешнем 5-м участке Ильского нефтепромысла французской ком­панией «Русский стандарт» заклады­вался один из новых колодцев для добычи нефти. В выбросах земли оказались древние кости, на которые обратил внимание исследователь. По его предварительному заключению, кости принадлежали мамонту и гип­попотаму, на них могли охотиться первобытные люди. И небольшие раскопки, предпринятые исследова­телем, подтвердили это. Вместе с костями он нашел и каменные орудия (Вауе, 1899, р. 12). Так была открыта Ильская стоянка. Кости мамонта исследователь определил правильно. Но вот с распознанием костей других животных он явно ошибся. Находки из Ильской были переправлены во Францию, где были показаны на одной из выста­вок в Париже. С профессиональной точки зрения их описал там же во Франции Л. Капитан (Capitan, 1899, р. 325). Однако само место стоянки, открытой де Баем, никто из специа­листов не видел. Уже в начале XX в. о ней стали забывать и появились сомнения в ее существовании.


Рис. 2 Ильская стоянка. Ножи с двусторонней
обработкой из VII культурного слоя.

Всерьез заинтересовались Иль­ской стоянкой лишь в 1925 г., когда С. Н. Замятнин — аспирант Государ­ственной Академии истории мате­риальной культуры, только что при­ступивший к изучению палеолита Кавказа и работавший при этом в составе Северо-Кавказской этно-лого-археологической экспедиции под руководством А. А. Миллера, — решил все же отыскать эту таинст­венную стоянку. Недалеко от окраи­ны станицы Ильской ему показали место, где в 1923 г. при рытье нефтеотстойного котлована были найдены бивень и зубы мамонта. Заложенные им шурфы оказались с находками (Замятнин, 1925, с. 11—19). Де Бай, с которым связался С. Н. Замятнин, подтвердил, что раскопки проведены как раз там, где он проводил работы в 1898 г. (Zamiatnine, 1929, р. 283). Таким образом, Ильская стоянка вновь была открыта. Последующими раскопками (1926 и 1928 гг.) на сто­янке был обнаружен мощный куль­турный слой (в среднем 40—50 см), залегавший, по заключению почво­веда С. А. Захарова, в ископаемой почве, образовавшейся в древности на пойме речной террасы (Замят­нин, 1934, с. 209). Геологи отнесли эту почву, равно как и культурный слой, к концу последней межледни­ковой эпохи (Gromova, 1932, S. 309), датируемой сейчас 120—130 тыс. л. н. В общей сложности было раскопа­но около 225 м2 площади стоянки и получены большие коллекции кост­ных остатков животных, на кото­рых охотились обитатели стоянки, и каменных изделий.


Страница:   [1] - 2 - 3 - 4 - 5 - 6   >   >>